Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Министерство внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, включая миграцию.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Деятельность министерства основана на принципах уважения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Руководство деятельностью Министерства внутренних дел России осуществляет Президент Российской Федерации. В текущий период МВД является отраслевой подсистемой государственного управления и одновременно правоохранительным органом, призванным контролировать соответствие поведения и деятельности всех членов общества нормам законодательства и, при необходимости, в случаях, предусмотренных законодательством, применять принудительные меры в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Случаи должны применяться. правовая патология, в том числе совершение преступлений.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия функционирования системы органов МВД в Российской Федерации.
Объектом исследования является процесс функционирования системы органов МВД в Российской Федерации.
Предметом исследования являются основы и принципы функционирования системы органов МВД в Российской Федерации.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для функционирования системы органов МВД в Российской Федерации.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть историю становления и развития МВД в Российской Федерации;
- изучить понятие и структуру органов внутренних дел;
- детально проанализировать задачи и функции органов внутренних дел;
- выявить актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел России.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Российская история учит, что к реформе правоохранительных органов следует подходить с умом, учитывая объективные закономерности развития общества и государства.
Как постоянный орган, полиция в России была создана в результате реформ Петра I по его плану и призвана заменить прежнюю систему – разбойничьи команды и тюремные избы. Но эти преобразования проводились поспешно и не всегда соответствовали требованиям российской действительности. Нарушая старые законы, правительство не располагало достаточными ресурсами для борьбы с преступностью.
Позже, в 1802 году, созданию российского министерства внутренних дел способствовали глубокие изменения в государственном управлении, связанные с реформами графа М.М. Сперанского. Во время правления Александра II, когда в стране происходили крупные социально-экономические и политические реформы, в полиции произошли значительные изменения. Изменения в стране также повлияли на вектор развития Министерства внутренних дел. Наконец, этот орган был одним из важнейших государственных институтов, игравшим важную роль в борьбе с политическим и криминальным террором. Министерство внутренних дел выполняло важные административные, хозяйственные и хозяйственные функции, которые в то время входили в его компетенцию .
После Февральской революции 1917 года российское министерство внутренних дел было ликвидировано. Большевики восстановили правоохранительные органы в чрезвычайных обстоятельствах революции и Гражданской войны. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) был создан как центральный орган, задачей которого было укрепление революционной легитимности. Его возникновение и развитие определялось социальными, политическими, организационными и правовыми экспериментами: упразднением и восстановлением органов, различными структурными изменениями в системе. В эти годы сформировалась "классовая модель" органов внутренних дел как составной части исполнительной власти рабоче-крестьянского государства.
К началу Великой Отечественной войны функции НКВД СССР, связанные с регулированием как правоохранительной, так и экономической сфер общественной жизни, были окончательно определены. После окончания войны Министерство внутренних дел СССР было реорганизовано: объединение (1953 г.), а затем разделение (1954 г.) Министерства и органов государственной безопасности.
В 1956-1968 годах в системе МВД СССР произошли значительные изменения. Затем был введен принцип двойного подчинения внутренних дел, Министерство внутренних дел было переименовано в Министерство общественного порядка (МООП), а затем упразднено как союзное министерство. Однако это не увенчалось успехом, что объективно потребовало восстановления Министерства внутренних дел СССР с присущими ему задачами и функциями .
После восстановления МВД СССР деятельность правоохранительных органов постоянно совершенствовалась. Была усилена система научного обеспечения, подготовки и переподготовки специалистов, ведомственного образования, разработан институт участковых уполномоченных полиции, созданы автоматизированные системы управления и т.д.
В целом развитие милиции происходило эволюционно вплоть до второй половины 80-х годов. За это время многое было сделано для оптимизации структуры управления ОВД, обеспечения законности, верховенства закона и безопасности граждан.
После распада СССР была предпринята еще одна попытка реформирования органов внутренних дел: было создано Министерство безопасности и внутренних дел Российской Федерации, просуществовавшее, однако, недолго.
Таким образом, правоохранительная система страны развивалась одновременно с российским обществом. И на разных этапах своего развития эти процессы порой были болезненными и неоднозначными. Радикальные методы реформ не привели к желаемому результату.
Сегодня в прессе все чаще звучат предложения о необходимости реформирования органов внутренних дел. Однако следует различать объективную критику полиции, вызванную необходимостью улучшения правоохранительных органов, и политически ангажированную критику, направленную на дестабилизацию ситуации. Можно с уверенностью сказать, что любые осуществляемые изменения не должны приводить к хаосу в обществе .
Зарубежный опыт и возможность его использования в России.
В мире существует три основные модели внутренней безопасности: централизованная (Франция, Италия, Испания), фрагментированная (децентрализованная – США) и интегрированная (смешанная – Великобритания, Германия, Австрия).
Министерство внутренних дел Франции обладает широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Его отличительной чертой является жесткая централизация, сочетающаяся с постоянным контролем со стороны гражданских властей, прокуроров и следственных судей (судебных следователей). Этот принцип организации системы позволяет нейтрализовать коррупционные и бюрократические угрозы. Применительно к МВД России этот опыт может быть востребован при выборе оптимальных форм общественного и государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел.
Организация полицейской системы США основана на распределении функций правоохранительных органов штата по трем направлениям, осуществляемым Министерством юстиции (ФБР, Тюремное управление, Служба судебных приставов), Министерством финансов (Налоговая служба, Управление по контролю за табаком, алкоголем и огнестрельным оружием) и Министерством внутренних дел. Министерство обороны (Корпус военной полиции, Агентство национальной безопасности, разведывательное управление Министерства обороны).
Деятельность всех этих структур контролируется ФБР, которое объединяет полномочия политической полиции, контрразведки и уголовного розыска. Полицейский контроль дополняется информационным контролем: доступ к национальной информационной системе возможен только через соответствующие полицейские подразделения государства. Особого внимания заслуживает удачное сочетание принципа единства национальной полицейской системы с функциональным разделением полномочий между государственными органами. При этом сохраняется высокий уровень эффективности их взаимодействия при решении общих задач.
Организация правоохранительных органов в Германии и Австрии, где полицейские системы функционируют в относительно децентрализованной ассоциации, также представляет интерес. Это позволяет нам выявить некоторые особенности в организации их деятельности.
Во-первых, основная ответственность за обеспечение верховенства закона, например, в Германии, лежит на полиции в федеральных землях и федеральных землях. Страны самостоятельно определяют в своих законах права и обязанности, а также структуру и численность полиции .
Во-вторых, федеральный закон детально регулирует сотрудничество федеральной полиции с подразделениями полиции штата в области уголовного розыска и контрразведки. Только министр внутренних дел Федеративной Республики Германия (гражданское лицо) имеет право издавать директивы структурам государственной полиции. Руководители федеральной уголовной полиции и контрразведывательных органов (профессиональные полицейские) не имеют такого права.
Зарубежный опыт интересен с точки зрения его эффективности в борьбе с проблемами и угрозами преступности. Однако не следует забывать, что, несмотря на высокий уровень социально-экономического развития и уважения прав и свобод человека, уровень преступности в развитых странах очень высок. Это относится к Соединенным Штатам, в той или иной степени к странам Европейского Союза, Канаде и Японии. Конечно, необходимо учитывать опыт других, но самое главное, что дальнейшее развитие Министерства внутренних дел Российской Федерации должно определяться насущными потребностями российского общества.
Одним из основных принципов и целей организационного развития министерства является создание системы предоставления социальных услуг гражданам. Другими словами, он обеспечивает и защищает ваши конституционные права и свободы, законность и верховенство закона, а также личную и общественную безопасность.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в течение последних семи лет проводило организационно-правовые мероприятия по оптимизации существующих структур с учетом особенностей социально-экономического развития и изменений криминогенной обстановки в обществе. Созданы главные управления МВД России по федеральным округам, Министерство внутренней безопасности (до 2004 г. Главное управление внутренней безопасности), Управление правопорядка на закрытых территориях и объектах повышенной безопасности (ДРО), Управление правопорядка на транспорте, Управление охраны государственной собственности.
Реализация федеральной программы по усилению борьбы с преступностью способствовала снижению количества зарегистрированных преступлений. В 2006-2008 годах уровень преступности снизился на 17 процентов, с 3 855 000 до 3 209 9 000 преступлений. Важно и то, что количество тяжких и особо тяжких преступлений значительно снизилось – с 1074,5 тыс. до 851,4 тыс. (на 21 процент). Принятые меры позволили сократить количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, на 16,5 процента. Число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, сократилось почти на четверть, в то время как число тех, кто ранее нарушал закон, сократилось на 15,4 процента. Среди прочего, значительно снизилось количество тяжких преступлений среди молодежи – убийств, грабежей и разбоев.
Деятельность государства в области безопасности дорожного движения также вышла на качественно новый уровень. Основой национальной стратегии стала Федеральная целевая программа, рассчитанная до 2012 года. Программа стала механизмом, обеспечивающим всестороннее влияние общества и государства на безопасность на дорогах страны. В 2008 году количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 6,6 процента, погибших - на 10,3 процента, раненых - на 7,6 процента и особо тяжких дорожно-транспортных происшествий - на 18,9 процента, при этом количество погибших сократилось на 19,4 процента, а раненых - на 25,2 процента.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (в текст Конституции РФ вносились поправки Законами Российской Федерации о поправке Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 20.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
2. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. №1026-I "О милиции" (в ред. от 27.07.2010) (утратил силу) // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) // СПС Консультант Плюс.
Научные и учебно-методические издания:
4. Автухова О.В. Актуальные проблемы, возникающие в аналитической деятельности МВД России // Право: ретроспектива и перспектива. 2020. №2.
5. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть общая (под ред. проф. А.П. Коренева). – М.: «Щит – М», 2001.
6. Административное право России : Часть Особенная : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Ю. П. Соловей, И. М. Чемакин [и др]. Ч. 3. Екатеринбург, 1997. - 217 с.
7. Анисина С.С. Проблемы реализации государственных программ и стратегическое планирование деятельности органов и подразделений МВД России // Академическая мысль. 2020. № 2 (11). 184 с.
8. Арестова, Е. Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Рос. следователь. 2007. № 24.
9. Бекетов О. И., Опарин В. Н. О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов Российской Федерации // Полицейское право. 2005. № 1.
10. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). — М.: Юридич. лит., 1999. - 238 с.
11. Горбачев В.В. Дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации, как важнейшее условие профессионального совершенствования сотрудников органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4. С. 237.
12. Грызлов Б. Реформирование системы МВД России – веление времени//Вестник МВД России.- 2001.-№4.
13. Котюргин С. И. Функции органов внутренних дел. Омск, 1975. 239 с.
14. Кузнецова Л.В. Аналитическая работа в территориальных органах МВД России на районном уровне: учебно-методическое пособие / Л.В. Кузнецова, Е.В. Миронов, А.Б. Бояркин. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. - 329 с.
15. Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Актуальные вопросы изучения и оценке оперативной обстановки. Осуществлений аналитической работы специализированными штабными подразделениями // Вестник Московского университета МВД России, 2015. № 7.
16. Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
17. Сибилькова А.В. Современное состояние и перспективы развития информационного обеспечения работы органов внутренних дел // Актуальные проблемы уголовного и гражданского судопроизводства. ГИБДД и иные правоохранительные органы как субъекты правоприменения: сб. ст. / под ред. А.В. Гришина [и др.]. Орел, 2016.
18. Хижняков Д.П. Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса принятия решений в региональных органах власти // Молодой учёный. 2010. № 1–2. Т. 1.
19. Черников В. В. Закон о полиции — новая веха в развитии полицейского законодательства России // Полиция — новый институт современной государственной правоохранительной системы : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2012.
20. Черников В. В. Нормотворческая функция МВД России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 5.
Интернет-источники:
21. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&dst=100067&cacheid=74499D7222ECA1085FEBF04C1A051286&mode=splus&rnd=NxwOOjUCcusmIeHF#D96aOjUy3oINXYG91 Официальный интернет-портал правовой информации.
22. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?page=splus&splusFind=конституция%20РФ&req=card&ts=3X5aOjUHom2XF8P5&rnd=NxwOOjUCcusmIeHF#splus Официальный интернет-портал правовой информации.
23. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del Официальный сайт cyberleninka.
24. https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-i-zadachi-mvd-rossii-sootnoshenie-i-problemy-konkretizatsii Официальный сайт cyberleninka.
25. https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-organov-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii Официальный сайт cyberleninka.